KTS Soft | Stopor's readme
KTS Software

 Это вторая попытка написания сего документа.

Первый был безвозвратно утерян:(

Что это?

        Для чего нужен этот документ?

Чтобы Вы смогли без помощи автора проекта запустить и настроить его детище.

        Для чего нужен пакет программ KTS?

Для сбора статистики с телефонной станции контроля и учета звонков, построения аналитических отчетов.

        С какими АТС работает?

Со всеми у которых есть интерфейс с возможностью печатать на него SMDR отчет.

        Сколько стоит?

Пока слава богу нисколько. 

Подготовка

        Где взять?

Думаю, если Вы это читаете, то уже в курсе, но все же для порядка http://ldk300.narod.ru/downloads.php

        Должен ли быть компьютер собирающий статистику постоянно включен?

Да, если вы используете online smdr т.е. станция сообщает снекоторую строку непосредственно по завершении соединения.

Нет если вы используете offline SMDR т.е. станция хранит лог соединений и печатает его по требованию.

 

        Почему пакет и из чего он состоит?

На первый пункт ответите сами по окончании установки. Состоит он из 2 программ:

        I. KTS Logger - программа устанавливается как сервис, имеет утилиту настройки себя и обслуживания БД. Предназначена для сбора статистики с АТС и записи ее в БД.

        II.KTS Reporter - клиентская часть программы предназначена для отображения и анализа собранной информации. Так же строит всевозможные отчеты.

        С чего начать?

1. Определиться какой SMDR поддерживает ваша станция и настроить его правильную работу:

        - при использовании online озаботится стабильностью работы компьютера в режиме 24/7

        - при использовании offline наличием ответственного человека за сброс лога из атс в базу (не рекомендую)

2. Настроить соответствующим образом АТС и проверить ее работу.

        Как настроить АТС?

Не для этого документа (настроить АТС всегда поможет форум электросетей - http://mini-ats.info/ - прим. от rety).

        Теперь собственно можно начать настройку.

Поскольку программа использует базы данных нам понадобится соответствующий сервер БД, а именно Firebird. Качаем ставим запускаем. После установки обязательно проверяем автозагрузку сервиса. Актуальная версия лежит по ссылке выше. На текущий момент Firebird-2.0.1.12810.rar.

        Теперь создаем в системе, домене, AD-пользователя например KTS с известным паролем(можно и не делать, но для безопасности конечно можно – прим. от rety). На sql-сервере(на машине куда установили FireBird) создаем папку BASE, где будит находится БД.

        Теперь качаем ktsdb.rar.

Эта утилита предназначена для создания новой БД, а за одно и для конвертации из старого формата в новый.

В верхней строке ввода указываем путь к файлу isql.exe -  пользуемся кнопкой с символом "..." и ищем в каталоге с установленным Firebird-сервером.

В нижней пишем путь к базе которую хотим создать в формате: \\ip_адрес\диск:\полный\путь\в\каталог\BASE\имябазы.gdb (рекомендую здесь и всегда - ip_адресиск:\полный\путь\в\каталог\BASE\имябазы.gdb – прим. от rety).

В дальнейшем такой формат использовать везде, где будем указывать путь к базе. Вместо ip-адреса можно использовать имя компьютера(я не рекомендую). Или, как частный случай, для работы на одном и том же компьютере 127.0.0.1 или localhost. Давим на кнопку «хочу»... и получаем либо чистую, готовую для освоения базу, либо «error».  Во втором случае проверяем брандмауэры, пути и если ничего не помогает, обращаемся к разработчику.

        Подготовительные работы окончены.

 

I.     KTS Logger

        Теперь можно переходить к установке и настройке KTS логгера. качаем ktslsetup.2.1.111b.rar (актуально на момент написания). собственно ставим и запускаем. При запуске программа автоматически отправит Вас в настройки.

        В первом поле "Путь к шаблону АТС" пишем путь к .TEM файлу в каталоге templates, соответствующему вашей АТС. Не нашли подходящего? Ищите похожий - для первого взлета подойдет.

       

        В поле "Путь к базе данных" пишем путь к свежесозданной базе в том же формате что и раньше.

        Далее заполняем тип соединения с АТС. Также как и при настройке АТС но есть тонкости.

        При соединении через telnet - ip адрес и порт должен быть записан с незначащими нулями! Т.е. адрес 1.2.30.213 будет выглядеть 001.02.030.213, а стандартный порт телнета 23 превращаем в 00023.

        Через com я настраивать не пробовал, но думаю проблем не возникнет.

        Далее расставляем галки для настройки ведения (неведения) логов и прописываем путь в каталог где все это будет лежать. Даем права на запись и создание файлов в каталоге, для выше упоминавшегося пользователя.

        Жмем сохранить. На вопрос «хотите ли вы установить сервис» отвечаем утвердительно не забывая указать реквизиты не безызвестного пользователя или localsystem.

        Далее 2 пути:

        1. Программа перешла на вкладку терминала, а на иконке в трее красный кружок сменился зеленым. Это значит  - все хорошо.

        2. Программа перешла на вкладку терминала и сразу вернулась обратно, это значит, что сервис не запустился. Наиболее частые причины это отсутствие прав на запись/создание файлов в папке с логами. Однако возможен вариант когда по непонятным мне причинам пользователь для сервиса установился с ошибкой. Лечится установкой реквизитов пользователя вручную в свойствах соответствующего сервиса. Возможно пользователь не имеет права запускать сервисы (дать соответствующие права). От rety: но наиболее частая причина – это не несоответствие шаблона.

        После успешного запуска сервиса в окне терминала должно, что-то напечататься, если smdr-online. Если offline, то можно попробовать распечатать лог станции. Печатается? Если да, то хорошо, если нет -  настраиваем станцию и проверяем, соответствующие настройки, com-порта или телнета.

        Теперь переходим на вкладку «фильтр» и видим здесь обработанные по нашему шаблону данные, которые заносятся в базу данных. Если чисто, шаблон нам не подходит совсем. Есть, но не все что хотелось - шаблон подходит, но не полностью. Есть все что надо? Ну что ж Вам повезло и следующий шаг можете пропустить.

        Те, кому не повезло, идут на вкладку "генератор шаблона" и создают свой шаблон или переделывают готовый под свои нужды. Проверка работоспособности генерированного шаблона на соответствующей вкладке берем строку из терминала, берем шаблон и жмем "проверить" и так пока все необходимые нам строки не пройдут тест правильно. Здесь хочу обратить внимание на вывод даты - в разных странах приняты разные стандарты вывода MM\DD\YY или DD\MM\YY 6-го июня будет выглядеть одинаково, а вот седьмое июня может превратиться в шестое июля...

        Проверить запись в базу данных можно на вкладке "работа с БД". Нужно просто выгрузить в лог файл ее содержимое и просмотреть в блокноте. Здесь же можно обрезать базу (зачем нам данные позапрошлого года, когда таковые накопятся?). После настройки дат и времени рекомендую зачистить базу от "хвостов" и начать жизнь с нуля.

        На этой же вкладке логгер может подгрузить в базу отсутствующие сведения. Например, между логгером и sql-сервером не было связи 2 дня и что, данные потеряны? Нет, они есть в логах. Вы ведь поставили соответствующую галку при настройке. Грузим данные, не забывая поставить птицу "проверка на идентичные записи". (В принципе уже не актуально, потому что в сервисе появился механизм поддержки целостности данных в БД, но если записи вообще ранее не велись в БД, то это тот самый случай – прим. от rety).

        Поскольку KTS Logger  работает как сервис, загружать его не обязательно, и запустится он при загрузке системы.

 

II.   KTS Reporter

        Теперь переходим к установке и настройке KTSreporter. актуальная версия на том же сайте ktsrsetup.2.0.1b.rar. Устанавливать его можно на любом(ых) компьютере(ах) сети. Как пишет автор "Просто скопируйте в какой-нибудь каталог и запустите.". Так оно и есть, при первом запуске появляется окно которое необходимо заполнить. С путем к базе все понятно(я надеюсь), выход на междугород. - 8, международн. - 10, код страны - 7, НДС - 18%(обычно, но необязательно).

        Далее следует настройка справочников

        Для чего это надо? Чтоб в отчетах кроме цифр было: кто, откуда и куда. 

        Начнем с самого большого и нужного, "Телефонные коды"  - качаем файл codes.rar с известного сайта и загружаем его содержимое в базу, не забывая выбирать, что за коды грузим, мобильные, российские или международные. Для тех, кто не в России - придется искать или создавать свои списки.

        "Валюты".

        Необходимо добавить как минимум местную валюту.

        "Операторы".

        Здесь настоятельно рекомендую воспользоваться встроенным мастером. Если вы создали операторов не правильно их можно перегрузить с очисткой справочника, но здесь были проблемы, поэтому была добавлена возможность его просмотра(по просьбе автора «ридми» :)- прим. от rety), далее во всех подчиненных справочниках при ссылке на оператора будем использовать id оператора из этого справочника.

        "Городские линии".

        Заполнить этот справочник мне показалось проще всего в ручную. Если станция печатает в отчет набранный номер вместе с префиксом выхода на городскую линию то обозначить этот префикс в поле «доп. Префикс». В поле «оператор» указать id оператора.

        Теперь "пользователи".

        Шаблон файла есть в диалоге загрузки, здесь я рекомендую загрузить справочник на максимальную номерную емкость станции, а не на текущую, иначе кто-то может не "пропечататься" в отчетах, нет пользователя - нет отчета(уж не актуально с с v2.0.1b build 705115 – прим. от rety). Я готовил файл в екселе так: заполнил одну колонку автоинкриментом, вторую "Неизвестный", третью "нет". Подгрузил это безобразие в справочник и посадил "младшую научную сотрудницу" обзванивать всех и править соответствующие поля.  Отдел "нет" закончился примерно за день:)

        Теперь ваш репортер будет рисовать вполне удобоваримые отчеты, но вот считать бабло не будет.

        Для того, чтобы KTS Reporter начал тарифицировать звонки необходимо проделать ряд действий:

        1. Определить валюту(ы) учета (у вас уже как минимум одна есть:) (для национальной валюты указывайте id=0 – прим. от rety)

        2. Завести оператора связи и указать как он тарифицирует звонки. Т.е. заполнить справочник "операторы".

        3. Распределить городские линии по операторам: справочники->городские линии->редактировать в колонке "операторы" проставит id оператора.

        4. Заполнить справочник тарифы для каждого оператора. Здесь вам потребуется знание тарифов вашего оператора. ГТС обычно тарифицирует звонки по зонам в зависимости от удаленности абонента от вас. 1-ая зона - 0-100км 2ая - 101-600 и т.д.(плюс еще международные и мобильные звонки – их оператор обычно выделяет отдельно – прим. от rety). Еще тарифы изменяются в зависимости от времени суток и дня недели поэтому вам придется забить для каждой зоны по 4 значения цен. После заполнения справочника программа знает как считать ваши звонки и по каким ценам. Однако для правильного расчета  необходимо еще знать по какой строчке вашего прайса считать тот или иной звонок.

        Для этого служит справочник "тарифные зоны". Для его заполнения автор рекомендует (я с ним согласен) воспользоваться встроенным диалогом подготовки файла. Для этого нам понадобится файл с кодами городов, тот самый который мы  грузили в справочник "телефонные коды". Теперь выбираем нужного оператора, «тычем» в левой части в код города, выбираем номер зоны к которой принадлежит этот код и давим кнопку  установить. Так проходим по всем кодам и после заполнения справочника давим сохранить. После чего повторяем операцию для международных и мобильных кодов, и загружаем получившиеся файлы в соответствующий справочник.

        Теперь система готова к подсчету бабла. Если вы ошиблись с каким-либо тарифом, его можно поправить не перезагружая весь справочник. Если ошиблись с принадлежностью кода тарифной зоне - тоже самое, в соответствующих справочниках работает сортировка и фильтрация  - это вам поможет.

        Нам осталось проверить себя. Идем на вкладку «отчеты» выбираем отчетный период, «тычем» в "статистика междугородних звонков" и жмем "сформировать". Нам осталось только сравнить получившуюся портянку с распечаткой полученной из узла связи если сошлось - победа полная, если близко, но немного больше чем надо, загрубите выбор звонков длительностью больше 10 сек. Если есть строчки с нулевыми значениями в "сумме" значит вы не заполнили связку линия->оператор->код->тариф.

        И последнее, если вы работаете по субботам и воскресеньям, то вам необходимо заполнить справочник выходных. почему автор не пользуется календарем не понятно. (потому что этот справочник для выходных праздничных дней ;-) - прим. от rety).

        Справочник "Телефоны" служит для идентификации часто используемых номеров в отчетах. Заполнить можно, но совсем не обязательно

        Ну вот собственно и все. Комбинируйте галочки и формируйте отчеты.

 всегда ваш Shtopor

 

 

 
kts software site, © 2006-2010 by sid & rety